Естественные Науки

Экзаменационные вопросы по астрономии

• Видимое движение светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения Земли и её обращения вокруг Солнца
  • Принципы определения географических координат по астрономическим наблюдениям
  • Причины смены фаз Луны, условия наступления и периодичность Солнечных и Лунных затмений
  • Особенности суточного движения Солнца на различных географических широтах в различное время года
  • Принцип работы и назначение телескопа
  • Способы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров
  • Возможности спектрального анализа и внеатмосферных наблюдений для изучения природы небесных тел
  • Важнейшие направления и задачи исследования и освоения космического пространства
  • Закон Кеплера, его открытие, значение, границы применимости
  • Основные характеристики планет Земной группы, планет-гигантов
  • Отличительные особенности Луны и спутников планет
  • Кометы и астероиды. Основные представления о происхождении Солнечной системы
  • Солнце как типичная звезда. Основные характеристики
  • Важнейшие проявления Солнечной активности. Их связь с географическими явлениями
  • Способы определения расстояний до звёзд. Единицы расстояний и связь между ними
  • Основные физические характеристики звёзд и их взаимосвязь. Условия равновесий звезд
  • Физический смысл закона Стефана-Больцмана и его применение для определения физических характеристик звёзд
  • Переменные и нестационарные звёзды. Их значение для изучения природы звёзд
  • Двойные звёзды и их роль в определении физических характеристик звёзд
  • Эволюция звёзд, её этапы и конечные стадии
  • Состав, структура и размер нашей Галактики
  • Звёздные скопления, физическое состояние межзвёздной среды
  • Основные типы галактик и их отличительные особенности
  • Основы современных представлений о строении и эволюции Вселенной

Практические задания

Практическая работа со звездной картой. Установка подвижной звездной карты на заданный момент времени и определения условий видимости светил. Нанесение на звездную карту объекта (планета, комета и т. п.) по заданным координатам.
Пример: Определите по звездной карте экваториальные координаты Веги.
Пример: Определите время восхода и захода Солнца на данный день.
Пример: Определите склонение Солнца в Бобруйске на данный день, его высоту в полдень.
Пример: Нанесите на звездную карту указанные объекты в точки с указанными координатами: 1) Солнце (a = 0ч00м, d = 0) 2) астероид (a = 8ч30м, d = +45) 3) комета (a = 5ч35м, d = –34) 4) метеор (a = 23ч55м, d = –32) В какие созвездия попали эти объекты? Через какие созвездия пролетел НЛО, ели он впервые был обнаружен в точке (a = 12ч05м, d = +28), а потерян в точке (a = 9ч10м, d = –3)? В каком направлении он летел? Какие особые линии на небесной сфере он пересекал?

Определение географической широты места наблюдения по заданной высоте светила в кульминации и его склонению. Вычисление склонения светила по данным о его высоте в кульминации на определенной географической широте. Вычисление высоты светила в кульминации по известному склонению для данной географической широты.
Пример: Какова географическая широта места наблюдения, если звезда Регул наблюдалась в верхней кульминации на высоте 57°?
Пример: Наблюдатель увидел яркую звезду на высоте 49о над горизонтом. Что за звезду видит человек, если известно, что он проводит свое наблюдение в г. Бобруйске. Пример: Какой наибольшей высоты достигает Вега (h = +38о42/) в Бобруйске (j = 53о)?

Вычисление расстояния до звезд по известному параллаксу.
Пример: Параллакс Альтаира 0,20//. Чему равно расстояние до этой звезды в парсеках? в световых годах?
Задача на III закон Кеплера.
Пример: Чему равен период обращения искусственного спутника Земли, если большая полуось его орбиты составляет 6900 км?
Пример: Какова была бы большая полуось орбиты планеты, если бы синодический период ее обращения равнялся одному году?

Вычисление линейных размеров светила по известным угловым размерам и расстоянию. Вычисление угловых размеров Солнца для наблюдателя, находящегося на другой планете.
Пример: С Земли с помощью своего телескопа наблюдатель различает на Луне объекты протяженностью 1 км. Определите объекты какого размера можно разглядеть в телескоп на Марсе. Расстояние от Земли до Луны 3,8?105 км, до Марса 1,0?108 км.
Пример: Во сколько раз линейный радиус Солнца превышает радиус Земли, если угловой радиус Солнца 16/? Горизонтальный параллакс Солнца 8,8//.
Пример: Каков угловой диаметр Солнца, рассматриваемого с Нептуна?

Вычисление температуры звезды на основе данных о ее светимости и размерах. Определение светимости звезды на основе данных о ее размерах и температуре. Вычисление радиуса звезды по данным о ее светимости и температуре.
Пример: Определите температуру звезды радиусом 1,5 миллионов км и светимостью 8?1028 Вт.
Пример: Во сколько раз Арктур больше Солнца по диаметру, если светимость Арктура 100L Солнца, а температура 4500 К?
Пример: Определите радиус звезды в радиусах солнца, если известно, что ее температура в два раза превышает солнечную, а светимость в 100 раз.
Пример: Определите светимость звезды в светимостях Солнца, если ее температура T = 12000 K, а радиус в 2,5 раза больше радиуса Солнца.

Задача на вычисление расстояния до галактики на основании закона Хаббла:
Пример: На каком расстоянии находится галактика, если скорость ее удаления составляет 2?104 км/с? Постоянную Хаббла принять равной 50 км/(с?Мпк).
ГОУ лицей № 1580, 2010 год