Естественные Науки


Биологические знания - это важная часть общечеловеческого культурного наследия. Во все века вокруг знаний о живой природе шли споры философов и богословов, ученых и шарлатанов. Представления о сущности жизни послужило основой многих мировоззренческих концепций. Мировоззрение – это  система принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление  деятельности человека и отношение к действительности. Основу научного мировоззрения составляют совокупность представлений об устройстве мира и методах его познания, о месте человека в этом мире и его связях с живой и неживой природой.

На современном этапе развития биологии ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ  представляет собой комплекс наук, состоящий из отдельных, достаточно самостоятельных, но тесно связанных друг с другом наук:  молекулярной биологии, цитологии, теории развития и размножения, генетики, селекции, эволюционной теории и экологии. Знания основ общей биологии является фундаментом для понимания  общеэкологических  проблем и основ природоохранной деятельности, а также тех проблем, которые возникают в результате  производственной деятельности человека.

Знание и понимание вопросов общей биологии и экологии невозможно без владения знаниями математики, химии, физики, философии и других наук естественного и гуманитарного циклов. В школе физико-математического профиля акцент преподавания биологии может быть усилен на методах исследования, на математическом моделировании процессов жизни, на научных основах охраны окружающей среды, на новых биотехнологиях, на методах математической статистики и на гуманизации естествознания.

Курс общей биологии в 10 и 11 классах завершает биологическое образование, раскрывает основные законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с открытиями последних лет в изучении био­логических явления и процессов на клеточном, молекулярном и субмолекулярном уровнях, показывает использование законов наследственности и синтеза белка в народном хозяйстве, медицине и технике, освещает закономер­ности жизни на всех уровнях её организации.

Цель обучения - дать осознанные, систематические и прочные знания учащимся. Как известно, знания состоят из понятий, устанавливаемых наукой о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между  ними.

В общей биологии многие понятия, носившие общебиологический характер при развитии их в предыдущих курсах, становятся специальными. Вместе с тем специальные понятия, например, о строении, физиологии и экологии отдельных растений и животных преобразуются в общие, более широкие понятия. Такой переход понятий из одного порядка в другой - особенность развития понятий в курсе общей биологии.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ рассматривает общие свойства живых организмов, закономерности, присуще жизни во всех ее проявлениях. Поэтому универсальные закономерности всего живого могут служить прочным фундаментом научного мировоззрения учащихся о живой природе.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение из-за угрозы существования самой жизни, экологический аспект введен во многие разделы курса и общей биологи и ОБЖ!

© ГОУ лицей 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010